Аспирантка БИ создала образовательный проект для дошколят

Молодой ученый Биологического института ТГУ Ксения Карбышева нашла способ интересно и просто рассказывать о науке ребятишкам 3–6 лет. При помощи конструктора и других доступных инструментов аспирантка БИ объясняет воспитанникам детского сада, что такое клетка и вирус, как работают антибиотики, почему одни животные яркие, а у других окраска сливается с окружающим фоном.

– Этот проект возник довольно спонтанно, когда мой ребенок пошел в детский сад, – рассказывает Ксения Карбышева. – Мамы в группе договорились использовать свои профессиональные знания и навыки для развития детей. Например, есть в группе мама-тренер по йоге, она проводит уроки для ребятишек. Поскольку я ученый-биолог, взяла на себя образовательную функцию: рассказываю детям о живых существах и их связях с окружающим миром. 

DSC_6768 - 2.jpg

Занятия по биологии аспирантка БИ и ее слушатели начинали с самых простых понятий. Многие вещи Ксения объясняла детям, используя подручный материал, например, части конструктора. Они служили наглядным пособием при изучении строения клетки и размножения вирусов. После того как дети усвоили эти вещи, группа смогла перейти к более сложным понятиям. К примеру, в канун праздника 9 Мая ученый решила провести урок, посвященный антибиотикам. Дошколята узнали, как «работает» лекарство, которое помогло в годы войны спасти миллионы раненых солдат.

В числе пройденных тем – мимикрия у животных, принципы биологической классификации видов живых организмов, механизмы ориентирования перелетных птиц.

– На самом деле дети очень хорошо понимают весьма сложные вещи, – говорит Ксения Карбышева. – Главное, правильно организовать занятие и помнить, что ребятишкам сложно удерживать внимание дольше 15–20 минут. Значит, с объяснением темы нужно уложиться в этот временной отрезок.

 

Необычный для ученого педагогический опыт аспирантка БИ представила на столь же необычной конференции BarСamp, прошедшей недавно в Санкт-Петербурге. Этот формат пока еще является новым для России. Главная идея баркемпа в том, что ход мероприятия, которое нередко называют АНТИконференцией, определяют не организаторы, а сами участники.

– Это был очень любопытный опыт, – признается Ксения. – Впервые я выступала с докладом не в конференц-зале, а в баре под названием «Dead poets». На баркемпе не бывает зрителей, пассивно наблюдающих за дискуссией, – все должны что-то рассказывать, комментировать чье-то высказывание или отстаивать свою собственную позицию.

По словам аспирантки, формат баркемпа оказался очень плодотворным. В ходе общения с другими учеными родились новые идеи, которые биолог ТГУ намерена воплотить в своих исследованиях.

Добавим, что сферой научных интересов Ксении Карбышевой является изучение влияния симбиотических ассоциаций на рост хвойных деревьев. Используя генетический анализ, биолог пытается установить, какие виды грибов макромицетов являются лучшими симбионтами для хвойных Сибири. На основе полученных данных можно будет разработать методы восстановления тайги.