Исследования учёных ТГУ помогут экологическому освоению Арктики

В издательстве Nova Science Publishers (США) вышла книга «Арктика. Актуальные вопросы и вызовы» («The Arctic. Current Issues and Challenges»). Результаты исследований, изложенные авторами из России, Франции, Норвегии, Финляндии и Канады, способствуют пониманию масштабных климатических изменений, происходящих в Арктике и выступающих отправной точкой для трансформации природных процессов на всей планете. Наряду с этим данные, представленные учёными, могут сыграть большую роль в снижении экологических рисков при освоении арктических ресурсов и организации перевозок по трансарктическому пути.

Редакторами издания выступили Олег Покровский – учёный ТГУ и Университета Тулузы (Франция), Сергей Кирпотин – директор Центра превосходства ТГУ «БиоКлимЛанд» и Александр Малов – ведущий научный сотрудник Федерального центра комплексных исследований Арктики РАН (Архангельск, Россия).

– Арктика – это точка, в которой пересекаются исследовательские, политические и экономические интересы многих стран, – рассказывает Серей Кирпотин. – Арктические экосистемы служат своего рода индикатором того, что происходит на планете, они первыми реагируют на глобальное потепление. Изменения, которые сейчас происходят в Арктике, значимы для всей планеты, поэтому внимание учёных всего мира сосредоточено на этой «горячей точке». Арктика в целом теплеет в два раза быстрее, чем другие регионы, а российская Арктика – в четыре раза. Можно сказать, что в последние годы возник «взрывной» интерес, количество журнальных статей, посвященных Арктике, выросло трехкратно – с 1400 в 2000 году до 4200 в 2018 году.

9781536173062-scaled-e1583435151417 (1).jpg

Наряду с этим именно в Арктике сосредоточены огромные природные ресурсы (нефть, природный газ, медно-никелевые руды, редкоземельные элементы, крупные запасы золота, алмазов, вольфрама), в борьбу за которые сейчас вступают не только арктические державы, но и страны, которые не имеют прямого выхода к региону и арктическим морям. Так, например, Китай уже обозначил своё стремление активно участвовать в развитии арктических маршрутов транспортировки грузов и строит собственные ледоколы.

– Есть целый ряд государств, которые претендуют на добычу уникальных природных и использование трансарктических маршрутов для транспортировки грузов, – говорит Сергей Кироптин. – Осваивать ресурсы Арктики очень сложно в силу особых климатических условий. Поэтому для того, чтобы действовать эффективно и вместе с тем с минимальными экологическими рисками, нужны грамотные подходы, учитывающие особенности арктических природных систем. Книга, над которой мы работали совместно с учёным ТГУ и Университета Тулузы Олегом Покровским и нашим коллегой из Архангельска Александром Маловым, аккумулирует большое количество данных, полученных в ходе исследований, проведенных в Арктике разными научными группами. 

В книге рассматривается широкий круг экологических, социальных и экономических вопросов, связанных с Арктикой. В 14-ти главах представлены современные обзоры по проблемам коренных общин, изменению климата, политическим аспектам, реализации крупных проектов. Значительное внимание уделено природным ресурсам, мониторингу окружающей среды и оценке проблем загрязнения Арктики. 

В пределах Арктики расположены территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны восьми арктических государств – России, Канады, США (Аляска), Норвегии, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Финляндии, Швеции и Исландии. Максимальную протяжённость территорий в Арктике имеет РФ.
В
 апреле 2019 года президент России Владимир Путин сообщил о планах новой стратегии развития российской Арктики до 2035 года. 7 мая 2020 года проект Стратегии развития Арктики внесен на рассмотрение в правительство РФ. Документ определяет основные направления и задачи развития Арктической зоны России.