Ученые Томского государственного университета собирают адаптированную к морским условиям конструкцию «Аэрощупа» и в середине февраля протестируют ее на месте ЧС в акватории Черного моря. Как сообщил в ходе видеомоста ТАСС, посвященного Дню российской науки, директор Биологического института ТГУ Данил Воробьев, к концу 2025 года ученые намерены выйти на рынок с готовыми техническими средствами.
Ранее сообщалось, что «Аэрощуп», созданный учеными ТГУ в 2003 году для очистки донных отложений водоемов от нефти и нефтепродуктов, планируют задействовать в работах по ликвидации последствий разлива мазута в акватории Черного моря 15 декабря 2024 года.
– В настоящий момент создана рабочая группа совместно с АО «Южморгеология», где уже частично собирается оборудование. На следующей неделе оно будет направлено в Анапу, где согласно календарному графику, составленному на оперштабе, будет проведена апробация и демонстрация нашей технологии, – сказал Данил Воробьев на видеомосте ТАСС.
Он уточнил, что поскольку «Аэрощуп» изначально создавался для очистки рек и озер, адаптация его к морским условиям потребует усложнения конструкции, в том числе с использованием подводных роботов. Морские условия – это волны и глубины, на которых ученые раньше не работали.

Фото с сайта РИА Томск
Воробьев также рассказал, что изменения проекта, конечно, приведут к его удорожанию. В настоящее время его финансирование обсуждается с Минобрнауки РФ и Агентством стратегических инициатив (АСИ), где проект поставлен на особый контроль.
– Мы как экологи понимаем, что проблема уже свершилась, и мы по большому счету были к ней не готовы. И мы уже работаем на будущее, чтобы к концу 2025 года выйти с техническими средствами, которые будут решать эту проблему полностью. Это имеет огромный потенциал для международного масштабирования, и наша команда полностью сейчас загружена этой задачей, – добавил Данил Воробьев.
Мазут в Черном море
По данным федеральных СМИ, 15 декабря 2024 года в Керченском проливе произошло крушение двух танкеров с мазутом, что стало причиной одной из крупнейших экологических катастроф и гибели большого числа животных. Минстранс отмечал, что это первая в мире авария с «тяжелым» топочным мазутом марки М100. Сложность в том, что этот тип мазута тяжелее воды по плотности, то есть он не всплывает на поверхность, а уходит на дно или плавает в толще воды, откуда его снова и снова выносит на берег.
Спустя 11 дней после катастрофы, 26 декабря, власти в связи с ситуацией объявили ЧС федерального уровня. По последним данным Минтранса, при крушении танкеров в Черное море попало около 2 400 тонн нефтепродуктов. Мазут донесло и до побережья Азовского моря. В очистке берега и спасении животных участвуют тысячи волонтеров.
Текст: РИА Томск