Ученый ТГУ Дмитрий Горн — о кампусном курсе «Научный дайвинг»

Некоторые научные дисциплины предполагают погружение ученого под воду: например, нужно исследовать подводных животных и растения, найти археологические ценности, провести фотосъемку, оценить экологическую обстановку. Но дайвингу нужно учиться. И в 2015 году в Томском государственном университете появился кампусный курс «Научный дайвинг», где студентам предлагают получить важный для них навык за пределами основной учебной программы. 

Чему учатся на курсе и где можно применять свои навыки — рассказал руководитель и преподаватель курса Дмитрий Горн.

Философия курса: в первую очередь мы ученые

d67w-osSY6M_Горн.jpgНаучный дайвинг — это использование методов подводного плавания для проведения научных исследований под водой. Научные дайверы всегда в первую очередь ученые, а во вторую — дайверы, которые используют снаряжение, чтобы добраться до места проведения своих полевых работ. Некоторые научные дисциплины в ТГУ, рассказывает Дмитрий Горн, иногда требуют от ученого погружения под воду с аквалангом. На ГГФ это гидрология, на БИ — ихтиология, гидробиология и отчасти ботаника, на ФИПН — археология.

— Нужно найти что-то под водой, достать на сушу или изучать объект в естественной среде обитания. Даже археологу, чтобы исследовать объект культурного наследия под водой, нужно самому погрузиться под воду, чтобы его извлечь, — говорит Дмитрий.

В 2015 году в ТГУ появился кампусный курс «Научный дайвинг», где студентам рассказывают о том, как правильно погружаться под воду и вести там свои исследования. Для научных коллективов вуза это расширение возможностей в выборе объектов исследования, для студентов — дополнительный набор компетенций за рамками основной учебной программы, поясняет преподаватель курса. После обучения они, как минимум, смогут четко представлять, каким образом им нужно подойти к исследованию объекта под водой.

— В России мало где такому учат, только недавно стала эта тема появляться. Например, в Севастопольском госуниверситете с 2014 года. Но там это тесно связано с сохранением культурного наследия — рядом много объектов, оставшихся после Второй мировой войны, под водой. Я бы оценил это как популяризационный момент: чтобы рассказывать о кораблях Великой Победы и обо всем подобном, — рассказывает Дмитрий.

В научном мире подводные исследования развиваются и не останавливаются. Например, совсем недавно во Флориде команда научных дайверов начала тестировать способы борьбы с красным приливом — это явление цветения воды, вызванное размножением водорослей из группы динофлагеллят.

«Когда вы спуститесь под воду, обнаружите, что не видите даже своих рук»

Дайвингом Дмитрий Горн стал заниматься еще в 2003 году, когда, поступив на РФФ, пошел заниматься в клуб СКАТ. Из двух направлений — спортивное плавание в ластах и экспедиционное плавание — Дмитрий выбрал второе. С тех пор будущий преподаватель стал погружаться под воду с аквалангом. Накопленный 12-летний опыт участия в подводных исследованиях и руководства ими и лёг в основу первоначальной версии кампусного курса.

Сейчас он состоит из теории и практики. На теории слушатели знакомятся с правилами дайвинга, основами первой медицинской помощи, а также с методикой научного исследования под водой — какое оборудование в каких случаях нужно использовать.

— Набор теоретических знаний прост. Например, вы наверняка летали на самолетах. И знаете эффект, что, когда самолет набирает высоту, в районе носоглотки начинает что-то щелкать. А когда идет на посадку, закладывает уши. Это из-за перепада давления в салоне. Когда вы погружаетесь под воду, это эквивалентно полету на самолете. При всплытии давление спадает, при погружении растет. Это неизбежно меняет физиологию человека, — поясняет преподаватель ТГУ.

Изменение давления под водой воздействует на полости, в которых есть воздух: на уши, синусовые пазухи, компенсатор плавучести и маску. Но наиболее значительному воздействию подвергаются системы дыхания и кровообращения. К этому следует относиться максимально серьезно, ведь такое воздействие может повлечь за собой серьезную опасность для здоровья. Если понимать, как происходит погружение и всплытие, поясняет Дмитрий, с эффектами для организма можно легко бороться. Человек, погружающийся на стандартную глубину в 40 метров (примерно 12 этажей), ничего не почувствует, если все делает правильно.

— Это первая задача — научить человека взаимодействовать с водной средой. Также есть отдельный блок по медицине и оказанию первой помощи. Дайвинг — это экстремально. Человек и в повседневной жизни испытывает риски, а уж при погружении он делает это осознанно, даже если ради экстрима, а не науки, — добавляет он.

Вторая часть курса посвящена методике научного исследования под водой.

— Вы, например, хотите обследовать какой-то объект в реке Томь в начале июня. Когда вы наденете акваланг и спуститесь под воду, с удивлением обнаружите, что не видите даже своих рук. Видимость в реке Томь в это время года нулевая. Поэтому как искать объекты в таких условиях? Есть целый класс ультразвуковых методов, — рассказывает Дмитрий.

Он добавляет, что студенты кампусного курса не работают напрямую со всем дополнительным оборудованием — они лишь узнают, при каких условиях какие инструменты использовать.

Где применять навыки

Среди студентов кампусного курса, говорит Дмитрий Горн, биологов всегда подавляющее большинство. Однако на курс могут приходить не только те, кто хочет связать свою жизнь с наукой и уж тем более с научным дайвингом. Посещать его можно, даже если погружение под воду студенту интересно как вид спорта.

— Большинство людей занимаются дайвингом как экстремальным видом спорта, вне зависимости от своей трудовой деятельности. Едут на курорт отдыхать, берут акваланг и погружаются. Ради эмоций и адреналина. Поэтому в курсе слово «дайвинг» как аттрактор. Я не против того, чтобы люди записывались без прицела на дальнейшую научную деятельность, — рассказывает Горн.

Все учащиеся тренируются в бассейне и водолазной башне ТГУ. Многие из выпускников остаются заниматься дайвингом в клубе СКАТ, откуда тоже могут отправляться на реальные исследования. Например, в 2015 году аквалангисты клуба приняли участие в историко-археологической экспедиции на озеро Иссык-Куль, которой руководил Дмитрий Горн. Дайверы ТГУ занимались разведкой акваторий, поиском и подъемом артефактов, подводными раскопками, фото- и видеосъемкой, эхолоцированием и картированием дна.

— С 2017 года мы с Данилом Воробьевым, директором Биологического института ТГУ, безотрывно проводили инженерные экологические изыскания в Египте на площадке строительства атомной электростанции. Порядка 12-ти раз мы туда ездили. И это именно те работы, где нужен научный дайвинг, чтобы делать для заказчика прецизионный отбор проб и панорамную съемку для оценки экологического состояния, — говорит Дмитрий.

Сейчас теоретическая часть курса проходит онлайн, практическая — в клубе СКАТ. Набор на этот семестр завершен, следующий курс — в сентябре. Записаться можно будет в Личном кабинете студента ТГУ.

Фото предоставил Дмитрий Горн.