День космонавтики: cтуденты и преподаватели БИ о космосе

«Мы ложились на траву, наблюдали за звездопадом и мечтали о космических полетах…»
Мы - дети галактики,
Но самое главное,
Мы - дети твои,
Дорогая Земля!

Р.Рождественский


В советские времена космонавты были национальными  героями, их знали лучше партийных деятелей, мальчики мечтали стать космонавтами. Мы решили узнать, что современные студенты БИ знают о космонавтике и в чем ценность космических исследований по мнению преподавателей БИ.

Все 30 опрошенных студентов БИ знали, что 12 апреля празднуется день космонавтики, что в этот день Юрий Гагарин совершил первый орбитальный полет вокруг Земли. Затруднение вызвал вопрос о названии космического корабля. Только один студент ответил, что корабль назывался  «Восток-1». На вопрос: « Кто сконструировал первый пилотируемый космический корабль и  был главным конструктором   ракетно-космических систем в СССР?» правильно ответили только двое студентов: «Сергей Павлович Королев». Назвать основоположника современной космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского смогли только двое опрошенных. При перечислении самых известных космонавтов лидерами стали Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Белка и Стрелка и Нил Армстронг, первый человек, ступивший на Луну. Также студенты вспомнили Алексея Леонова, впервые совершившего выход в космическое пространство.
Про томского космонавта Николая Рукавишникова, к сожалению, не слышал ни один из опрошенных. Капсулу космического корабля на Белом озере видели многие студенты, но не знали, что именно на этом спускаемом аппарате космического корабля «Союз-33»  Николай Рукавишников вернулся на Землю из своего третьего полета в космос, впервые в истории вручную совершив посадку в аварийном режиме в апреле 1979 года.
Большинство студентов согласилось с утверждением К.Э. Циолковского «Земля -колыбель человечества, но нельзя вечно оставаться в колыбели», только три человека ответили, что человеку надо сначала научиться жить на Земле, прежде чем летать в космос. На вопрос  «Зачем исследовать космическое пространство?» были даны такие ответы: «Чтобы изучать и колонизировать другие планеты, находить новые ресурсы,  проводить биологические исследования, совершать новые открытия, улучшить жизнь на Земле,  расширить свои познания об окружающем мире ». Большинство студентов-биологов считают, что нужно осваивать космос, чтобы ответить на главный вопрос «Есть ли жизнь во Вселенной кроме Земли?»
Студенты перечислили произведения научной фантастики, которые они читали на тему космоса:  Джеймс Кори «Пространство», Адамс Дуглас «Автостопом по галактике», Пьер Буль  «Планета обезьян», Александр Казанцев «Фаэты», Иван Ефремов «Туманность Андромеды»,  Александр Беляев «Прыжок в ничто» , Алексей Толстой «Аэлита», произведения братьев Стругацких, Рэя Бредбери, Айзека Азимова.
С космосом у опрошенных возникают такие ассоциации как Большой взрыв, галактика, пустота, холод, планеты, вселенная, « Вояджер 1»,  Андромеда, новые горизонты, всеобъемлющий, простор, свобода, открытие.
Только один студент, а вернее студентка, хотела стать космонавтом в детстве. «Наш домик стоял в отдалении, мы ложились на траву, наблюдали за звездопадом и мечтали о космических полетах…»

Мы также задали вопросы преподавателям БИ ТГУ:
1.Зачем нужно осваивать космическое пространство?  Как биолог в чем Вы видите ценность космических исследований?
2.Какие произведения о космосе в жанре научной фантастики Вы читали  и можете посоветовать для прочтения?
3.«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать её!». Ю.Гагарин 
Как, не отправляясь в космос, люди могут так же остро и ярко ощутить уникальность и хрупкость планеты Земля и осознать необходимость беречь ее?
4.Какие три слова ассоциируются у Вас со словом «“Космос»?

Кирпотин С.Н., профессор каф.ботаники БИ ТГУ
1. По мнению В.И. Вернадского, жизнь пришла из космоса. Космос необходимо изучать хотя бы для раскрытия этой тайны.
2. Произведения Стругацких, Лема, Азимова, Конан Дойля, Жюля Верна.
3. Осознанно путешествуя по нашей прекрасной планете  и изучая ее, а еще лучше это совмещать как в моем случае.
4 Разум, бесконечность, жизнь.
 
Франк Ю.А., доцент каф. ихтиологии и гидробиологии БИ ТГУ
1. Как биолог не вижу ценности освоения космоса. Это нужно для расширения знаний о мире и понимания устройства Вселенной
2. С.Лем «Солярис»
3. Путешествуя
4. Бесконечность, МКС, звёзды
 
Летчик-космонавт, Сергей Ревин, так ответил на вопрос студентов БИ о главной ценности полетов человека в космос: «В  основе всего лежит стремление человека познать что-то неизвестное, неведомое, а   космос – это бесконечные знания, это бесконечное пространство, это бесконечные возможности…»
Читайте интервью с Сергеем Ревиным  на сайте ТГУ https://www.tsu.ru/news/sergey-revin-s-orbity-mks-khorosho-vidno-kak-zemlya/

Материал подготовила Болтовскаяя А.Г.