Лариса Куровская: сибирский сад может стать новым ландшафтным стилем

Еще не взошедшие либо уже пожухлые цветы и газоны, голые бесформенные кустарники, затем сугробы поверх всей этой «красоты» – примерно так выглядят сады и скверы в Сибири большую часть года. Изменить эту унылую картину мечтает ландшафтный архитектор, кандидат биологических наук, доцент кафедры лесного хозяйства и ландшафтного строительства Биологического института ТГУ Лариса Куровская.

Вот уже несколько лет она живет с идеей создать новый стиль в ландшафтном дизайне – «Сибирский сад». «На выходе» у дизайнеров должны получаться такие сады, которые будут соответствовать климатическим условиям северного региона и смогут радовать глаз круглогодично. Недавно Лариса Куровская нашла группу единомышленников, поддержавших ее идею – из числа участников V Сибирского международного фестиваля ландшафтного дизайна и садоводства «Все – в сад!». Фестиваль проходил с 27 по 31 июля в поселке Краснообск под Новосибирском, Лариса Валерьевна стала на нем приглашенным экспертом и членом жюри.

Программа V Сибирского международного фестиваля ландшафтного дизайна и садоводства включала выставку-конкурс авторских садов, оценивали которые ведущие представители ландшафтной индустрии из разных регионов России; мастер-классы и лекции; научно-практическую конференцию по ландшафтной архитектуре и дизайну и стратегическую сессию по разработке стиля «Сибирский сад» – она прошла по инициативе и под руководством Ларисы Куровской. А на конференции в своем докладе томичка подняла для обсуждения еще одну проблему – ландшафтное проектирование пришкольных участков. Подробно о своих размышлениях на эти темы она рассказала в интервью.

– Лариса Валерьевна, раз вы говорите, что разработка нового стиля под условным названием «Сибирский сад» уже давно напрашивается, логичный вопрос – почему же его до сих пор нет?

– С этой идеей я, действительно, уже очень давно живу и пыталась найти единомышленников в Томске, поскольку здесь являюсь руководителем Томского ландшафтного клуба. В 2017 году мы проектировали сквер на улице Дизайнеров, я тогда предложила: начнем развивать свой ландшафтный стиль – сибирский, который зимой будет максимально красивым – чтобы все зеленые насаждения были яркими, с красивыми формами, не только летом. Все инструменты для этого у ландшафтных архитекторов есть, и это не только хвойные растения могут быть. Но тогда не удалось мне зажечь коллег этой темой.

– Вообще, очень странно и жаль, что они не загорелись такой идеей.

– Дело в том, что все дизайнеры творческие люди, у каждого уже есть свой почерк, свои наработки. Например, многие дизайнеры увлечены цветниками в стиле «Новая волна». Они появился в Европе, когда впервые дизайнеры обратили внимание на форму растений в цветнике, а не на цвет.

У цветника же какая основная проблема – только с весны до осени он красивый, яркий. А зимой в Европе цветник стоит пожухлый, либо его обрезают. И вот европейские дизайнеры придумали такую методику, по которой можно создавать цветники круглогодичной декоративности. Цвет растений, конечно, тоже учитывается, но еще их разбивают на группы по форме. Есть злаки, есть растения с головчатыми соцветиями, с щитками, со свечками-метелками... По такому принципу делают как бы матрицу, крупными группами высаживают растения и получается разная фактура, разные оттенки – коричневого, бурого, желтого и разная форма. Даже зимой красиво.

Но это Европа. А у нас-то все это под сугробами, фишка теряется. Тем не менее, в России очень многие увлекаются этой «новой волной». Но ведь там все это придумывалось исходя из их национальных, природных и климатических особенностей. Печально, что у нас копируют зарубежные образцы, используют чужие технологии и модели, а свое не создают.

– Я так понимаю, на новосибирском фестивале произошел некий переломный момент?

– Когда меня позвали в жюри на фестиваль, я Юлии Сотник, одной из организаторов, предложила провести еще и экспертную стратегическую сессию «Сибирский сад: даем определение, рисуем образ». В сессии участвовали 25 человек из Новосибирска, Иркутска, Кемерова и Томска – ландшафтные дизайнеры, питомниководы и представители застройщиков и управляющих компаний. Кстати, в ходе опроса выяснилось, что только один из участников ранее участвовал в каких-либо стратегических сессиях, остальные были не знакомы с таким форматом. Так что мы провели первую ландшафтную стратегическую сессию в Сибири, и не исключено, что она стала первой профессиональной стратсессией в области ландшафтной индустрии и в России.

– О чем шла речь?

– Я рассказала участникам про свой замысел. Само по себе понятие «сибирский сад» – пока очень условное. Это просто сад максимальной декоративности в условиях долгой морозной зимы. Но если говорить о новом стиле, речь будет идти не только о декоративности, в основе стиля должна лежать определенная философия, идея. Ее еще предстоит найти. Потом предстоит очень много работы, чтобы продумать архитектурно-планировочные, композиционные и даже инженерные решения. И все это должно разрабатывать сообщество, а не один человек, чтобы для дизайнеров это были не чужеродные идеи, а пропущенные через себя.

– Понятно, что время для этого мероприятия было очень ограничено, тем не менее, хоть о каких-нибудь результатах можно говорить?

– Да, конечно. Мы работали в трёх группах. Участники составили список ограничений, которые мы в Сибири имеем из-за климатических условий, и преимущества, с ними же связанные. Например, одно из преимуществ в том, что у нас ярко выражены все четыре сезона: снежная морозная зима, весна в нежной зелёной дымке, жаркое яркое лето, красочная пряная осень. Не все регионы могут этим похвастаться.

А еще Сибирь очень разная – здесь есть степь, тундра, тайга. Тут встает новый вопрос. Значит, для разных зон нужны свои рекомендации, у сибирского стиля должна быть градация? Либо же он априори должен быть таежным, поскольку у людей Сибирь ассоциируется, в первую очередь, именно с тайгой? Конечно, все это невозможно было обдумать во время одной стратегической сессии, и мы договорились, что в конце октября – начале ноября еще раз соберемся, уже в Томске. А вообще, по итогам первой встречи участники сказали, что им очень понравилось, они вдохновились и готовы теперь развивать идею сибирского стиля. Хотя изначально все шли на стратегическую сессию с изрядной долей скепсиса.

– Почему же?

– Говорили: ничего из этого не получится, у нас заказчики часто делают акцент на том, что «лес» на участке им не нужен. Но я ответила: «А почему вы думаете, что Сибирь – это обязательно «лес»?» Еще прозвучал такой вопрос: зачем вообще думать о зимнем саде, если в это время года в саду делать нечего? Люди же проводят там время только, когда тепло. Но и тут есть ответ – а как же вид из окна? Он тоже важен. Оказывается, не все ландшафтные дизайнеры задумываются об этом, хотя проектировщик должен обязательно учитывать, как сад будет выглядеть с разных точек обзора, в том числе – вид, который открывается из окон дома.

 

Вот еще пример: проектируя сад, ландшафтный дизайнер отталкивается от архитектуры дома. Я говорю: а вы не думаете, что если мы разовьем сибирский ландшафтный стиль, то вслед за этим изменятся и правила проектирования сибирских домов? Например, сейчас веранда идет вдоль стены дома, а может быть, она будет поперек располагаться? Можно при доме сделать выносной утепленный зимний сад с панорамными окнами, пить там чай, и перед тобой на 180 градусов будет панорама зимнего сада, с подсветкой в темное время суток. 

 

– То есть, появилась надежда, что «сибирскому саду» – быть?

– Да, я понимаю, что это рискованный эксперимент. Такие ландшафтные стили, как английский, французский, японский, китайский – они формировались десятилетиями, если не веками, под влиянием самых разных факторов. Но зачем воспроизводить что-то чужое? У нас совсем другие ландшафты, климат, менталитет, есть свое ландшафтное сообщество и, исходя из наших сибирских реалий, мы можем задать свои стилевые принципы ландшафтного проектирования, правила подбора ассортимента растений и создания из них композиций. Потом появятся последователи, направление будет набирать популярность и развиваться. У нас уже есть хорошие питомники, грамотные дизайнеры и можно вместе создавать сибирскую ландшафтную историю. Думаю, вполне реально, что этот эксперимент получится успешным.

– На пришкольных участках, про которые вы говорили на конференции, тоже работы непочатый край. Расскажите, в чем основные проблемы?

– Доклад назывался «Применение метода дизайн-мышления в проектировании пришкольных участков». В школе все внимание уделяется образовательным успехам школьников и техническому оснащению здания. Но школа – это не только здание, это еще и пришкольный участок, а про него все забывают. Как правило, школьный двор представляет собой огромную заасфальтированную площадку, хозяйственную зону и стадион. То есть предполагается, что дети стоят там на линейках и занимаются физкультурой – на этом все. 

Хотя встречаются изредка и другие примеры. В презентацию к своему докладу я включила фотографии, найденные в интернете –весь участок около школы засажен однолетниками. Привела несколько цитат из статьи про эту школу: «Райский сад на школьном дворе», «В этом году на участке будет высажено более 50 тысяч единиц цветочной рассады», «С мая по октябрь школьный двор буквально утопает в цветах. Ну а пока цветы занимают абсолютно все подоконники в школе и с каждым годом их становится все больше».

По формальным показателям все отлично, все молодцы, браво директору школы и учителям. Только детям вообще нет места среди этого «райского сада». Да и не успеют они там побывать: в мае еще мало что цветет, потом у детей три месяца каникулы, у педагогов два месяца отпуск, в сентябре все, что еще не отцвело, уже отцветает. И то посмотреть на эти цветы можно, только пробегая из дома в школу и обратно. Скамеек нет, вместо грамотной и качественной дорожно-тропиночной сети – стихийные тропинки. Просто пустой участок с огромными цветниками.

– А ведь у пришкольных участков большой потенциал.

– Разумеется! Как правило, принимается во внимание эстетическое, экологическое и хозяйственное значение школьного двора, но упускается информационный слой. А ведь пришкольный участок может еще выполнять функции социализации, воспитательной работы, обучения и даже профориентации. Для этого нужны правильно подобранные элементы озеленения и благоустройства. Например, круговые скамейки не подразумевают общения – ты можешь разговаривать максимум с соседями слева и справа. А есть полукруглые скамьи, которые приглашают к беседе. 

Через элементы малой архитектуры и информационные стенды можно также «подпитывать» детей информацией, изучать законы природы, физические процессы. Есть такие примеры за рубежом – «парки науки» с разными экспонатами. В мае и в сентябре при хорошей погоде можно на улице часть занятий проводить (по ботанике, окружающему миру, ИЗО), для этого нужен открытый лекторий.
Проектированием пришкольных участков занимаются строители, в то время как к этому процессу можно и нужно привлекать детей и педагогов, ведь именно для них создается это пространство. Такую совместную работу можно эффективно организовать, применяя метод дизайн-мышления.

– Между тем, у нас и помимо пришкольных участков встречаются цветники и скверы, на территории которых по сути нет места человеку.

– Вот именно! В целом, в методике, по которой учат ландшафтных архитекторов, не всё учтено. В рамках предпроектных изысканий они анализируют территорию, градостроительную ситуацию, наличие и расположение инженерных сетей, оценивают состояние растений и прочее – собирают очень много информации на этом аналитическом этапе. А на каком этапе проектировщики общаются с потенциальными посетителями озеленяемого пространства? Самый максимум – они проводят какой-нибудь формальный соцопрос и рекреационную оценку. Оценивается частота посещаемости, контингент посетителей, сколько времени человек находится на участке, и чем он занят.

Но чтобы действительно поставить себя на место посетителя и понять, насколько комфортно ему будет на участке, насколько он будет соответствовать его потребностям и ценностям, нужны другие методы. И подход дизайн-мышления здесь будет очень уместным – он ориентирован на потребителя. Должны быть глубинные интервью с типичными посетителями или представителями желаемой целевой аудитории (для социально неблагополучных районов). Полезной будет работа в фокус-группах, чтобы дизайнер на разных этапах мог сверять свои проектные решения, насколько они перекликаются с запросами целевой аудитории.

– Ну а обратные примеры есть?

– После фестиваля я с подругой-дизайнером проехала по Новосибирску, и должна сказать, там есть жилые комплексы с такими благоустроенными территориями, которые Томску и не снились. Фонтаны, детские площадки с современными и экологичными элементами, спортивные площадки. И народу там – масса. Оно и понятно – когда пространство сделано для людей, оно наполнено жизнью. А если оно спроектировано формально, без эмпатии к тем, кто будет там находиться, то и получаются пустые и неприглядные дворы и скверы, где можно только на лавочку присесть, больше там делать нечего. У нас часто жалуются, что подростки все в смартфонах «сидят», а им элементарно негде на улице активно провести время.

– Еще, наверное, среди авторских садов с выставки-конкурса фестиваля можно было увидеть примеры качественной работы ландшафтных дизайнеров и архитекторов.

– Конечно, и лидеры там сразу видны были – у опытных дизайнеров сад сбалансирован композиционно, все элементы логично связаны, считываются смыслы. Всего на конкурсе было три номинации: «Коттеджный сад», «Выставочный сад» и «Новые имена». Уникальность новосибирского фестиваля в том, что все растения, уличную мебель и строительные материалы предоставляют организаторы, то есть участники не несут дополнительных расходов.

Тема выставки была «Корни. Культурное наследие», и многие авторы обращались к нашим духовно-культурным ценностям, традициям. Большую медаль в номинации «Выставочный сад» взял сад Веры Бекешевой про горный перевал. Камни с Алтая, растения, типичные для горной местности, тропинка, в глубине сада – родничок, где можно присесть, воды попить. Ленточки, повязанные на дереве, как принято на Алтае. Очень гармоничный природный ландшафт получился, плюс были большие деревянные ассиметричные арки с подсветкой – они символизировали вершины гор. Такой вот грамотный прием, когда дизайнер не «в лоб», а намеком обозначает какие-то образы. 

Ну а самой яркой работой, которая взяла гран-при, был признан сад команды из Иркутска. Их сад был посвящен Байкалу, и опять же был использован такой прием, как намек на образ. Так, Байкал «появился» в габионах – в металлическую сетку были насыпаны камни, а сверху – крупные осколки синего и бирюзового стекла, и все это так переливалось на солнце, что напоминало воду или лед. Они первый раз участвовали в этом конкурсе – и сразу получили большую медаль в «Новых именах» и гран-при.